Новости проекта
Улучшайте результаты обучения, используя популярные функции электронного дневника!
Голосование
Чего не хватает в 6-й школьный день?
Всего 6 человек

Инструктивно-методическое письмо 2020/2021

Дата: 15 сентября 2015 в 21:11, Обновлено 19 октября 2020 в 10:15

Инструктивно-методическое письмо

«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»

         I. Общие положения

2020 год является завершающим годом реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы. Перед началом нового учебного года органам управления образованием, педагогическим коллективам учреждений образования необходимо проанализировать результаты выполнения плана мероприятий Программы.

     С учетом предложений органов управления образованием и всех заинтересованных, разработан проект Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы. Данный документ послужит основой для разработки комплексных программ воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на пять лет с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических и других особенностей региона, запросов семьи, возможностей всех субъектов воспитания. На их основании в учреждениях образования необходимо разработать программы воспитания сроком на пять лет и планы воспитательной работы на текущий учебный год.

   При планировании воспитательной работы важно опираться на календарь государственных праздников, памятных и праздничных дат

При организации воспитательной работы следует использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь».

Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, электронные версии пособий по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования, получивших гриф, размещены на национальном образовательном портале adu.by

Действенную помощь в организации воспитательной работы окажет республиканский научно-методический журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя».

     II. Актуальные направления воспитательной и идеологической работы в 2020/2021 учебном году

Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Гражданское и патриотическое воспитание являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. В 2020/2021 учебном году необходимо продолжить работу, направленную на формирование у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, активной гражданской позиции, ответственности и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

В новом учебном году продолжится реализация мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2020 году в рамках республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!» рекомендуется принять участие в республиканском конкурсе исследовательских работ «Войны священные страницы навеки в памяти людской», положение о проведении которого размещено на сайте Республиканского центра экологии и краеведения в разделе «Мероприятия».

Также учреждениям образования целесообразно запланировать мероприятия военно-патриотической и героико-патриотической направленности, приуроченные к 75-летию со дня окончания Второй мировой войны (02.09.2020): организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны, изучению памятников, мест захоронений, составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; организовать работу по благоустройству мемориальных комплексов и памятников воинам и жертвам Второй мировой войны, воинских захоронений, оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, (акции «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!», «Дорогами освобождения», «Дом без одиночества», «Ветеран живет рядом» и др.).

Актуальным в новом учебном году является использование возможностей музейной педагогики. С целью привлечения учащихся к посещению музеев и популяризации их деятельности целесообразно использовать наиболее интересные формы музейной работы: проведение музейных лекций, организация мини-спектаклей, мастер-классов, виртуальных экскурсий и др. Познакомиться с виртуальными музеями учреждений образования страны можно на сайте Республиканского центра экологии и краеведения в разделе «Музеи учреждений образования». На сайте размещены справочники музеев учреждений образования Республики Беларусь, «народных» музеев учреждений образования, нормативные документы, а также методические материалы для использования в работе педагогами.

В 2020/2021 учебном году продолжится проведение мероприятий под знаком Года малой родины. В этой связи в учреждениях общего среднего образования необходимо уделить внимание туристско-экскурсионной деятельности, направленной на формирование у учащихся чувства любви и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к ее традициям. С целью проведения системной туристско-экскурсионной работы в учреждениях образования, повышения качества содержательного наполнения экскурсионных программ Министерством образования рекомендован к использованию в образовательном процессе «Дневник путешественника» для обучающихся I, II и III ступени общего среднего образования. Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионной деятельности обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Важным направлением воспитательной работы является формирование у учащихся готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, в рамках которого учреждениям общего среднего образования в сотрудничестве с воинскими частями, ОО «БРСМ», ОО «БРПО» необходимо запланировать проведение экскурсий в воинские части, встреч с представителями военкоматов, военнослужащими, недели патриотизма «Славлю Отечество!», участие в республиканских акциях «Служим Беларуси!», «К защите Отечества готов!», «Я служу!», спортивно-патриотических играх «Зарничка», «Зарница».

Следует продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике. Необходимую информацию о государственной символике можно найти на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by 

Учреждениям общего среднего образования рекомендуется запланировать проведение мероприятий, приуроченных к празднованию 75-летия Организации Объединенных Наций (конференции, круглые столы и др.), посвященных истории деятельности, основным достижениям и современным инициативам Республики Беларусь в составе ООН как страны, являющейся одной из основательниц этой организации.

Особое внимание следует уделить развитию ученического самоуправления. Участие в деятельности органов ученического самоуправления будет содействовать накоплению учащимися опыта организационной и управленческой деятельности, самостоятельного решения разнообразных задач, развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувства ответственности за свои действия, становлению осознанной гражданской позиции. В 2020/2021 учебном году в помощь педагогам запланировано издание пособия «Ученическое самоуправление: от теории к практике», в котором изложены структура организации ученического самоуправления на уровне учреждения и класса, содержание основных направлений его деятельности, предложена методика организации деятельности ученического самоуправления.

На решение воспитательных задач направлены основные и дополнительные программы ОО «БРПО»: «Семь Я», «Спадчына», «Детский Орден Милосердия» («ДОМ»), «Октябрята», «Игра – дело серьезное», «Зеленый дом», «Свой голос», «СпАРта».

На основании Концепции развития ОО «БРПО» на 2018-2021 годы  внедрены и реализуются новые проекты ОО «БРПО»: республиканский пионерский интернет-проект «Вотчына.бай», республиканская патриотическая квест-игра «По следам Победы…», большая тимуровская игра «ДобраДел», смотр-конкурс команд поддержки «Пионерские искры», смотр-конкурс «Плац-концерт», смотр-конкурс «Флаг-шоу», интеллектуально-развлекательная игра «Пионерский квиз», республиканский проект «Встречи на все 100!» и др.

С целью формирования информационной культуры обучающихся, развития медийной грамотности у детей и подростков с января 2021 года стартует пионерский интернет-проект «ProMedia».

2020 год в молодежной политике Республики Беларусь ознаменован знаковым событием – 100-летием со дня создания Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Белоруссии (ЛКСМБ).

В учреждениях образования страны в рамках подготовки и проведения мероприятий, посвященных 100-летию ЛКСМБ, рекомендуем использовать формы и методы работы с детьми и молодежью, созданные в годы комсомола, которые прошли испытание временем и востребованы, поддерживаются и развиваются современной молодежью. Среди них студенческие отряды, звездные походы, молодежные отряды правопорядка, шефская работа и др.

В этой связи рекомендуется посетить выставки, посвященные юбилею комсомольского движения в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь.

Следует поддержать инициативы ОО БРСМ в проведении Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», посвященной Дню Конституции Республики Беларусь, призванной акцентировать внимание 14-летних подростков на такое важное событие в жизни, как получение паспорта и значимости своей деятельности как гражданина нашей страны. Также на решение воспитательных задач направлены следующие проекты: праздник «Дзень вышыванкі», республиканский проект «Открытый диалог», проект «Парк семейных деревьев».

В тесной связи с гражданским и патриотическим воспитанием находится духовно-нравственное воспитание, главными задачами которого является приобщение учащихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям. Учреждениям общего среднего образования в 2020/2021 учебном году следует продолжить работу по включению учащихся в благотворительную деятельность и волонтерское движение, которые способствуют формированию моральных качеств, социальной активности и ответственности, позволяют раскрыть внутренний положительный потенциал каждого,  формировать лидерские качества. Основные задачи, принципы, направления молодежного волонтерского движения отражены в Концепции организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 ноября 2015 г. № 128). 

Центр осуществляет комплекс информационных, консультативных и методических услуг организациям и гражданам в сфере волонтерской деятельности, организации участия волонтеров в сопровождении мероприятий.

Целесообразно принять участие в благотворительных акциях «Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Обелиск» и др.; республиканском конкурсе «Волонтер года – доброе сердце», рождественских благотворительных акциях «Чудеса на Рождество», «Дорогой Добра», слетах отрядов волонтеров, тимуровцев. Формированию доброты, милосердия, деликатности, чувства сопереживания будет способствовать участие в акциях «Инклюзивный мир», «Без барьеров», конкурсе социальных проектов «Мир открыт каждому».

Для осуществления волонтерского движения в учреждениях общего среднего образования могут быть сформированы волонтерские отряды (группы) при активном участии представителей ветеранских, молодежных, и других общественных организаций, и объединений, творческих союзов.

Рекомендуется запланировать проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в рамках реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы, утвержденной 26.03.2020 Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским Павлом и Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко (размещена на интернет-портале Министерства образования)

Формирование информационной культуры учащихся

Процесс информатизации современного общества, быстрое развитие новых информационных технологий, помимо открывающихся широких перспектив и возможностей, влекут за собой многочисленные риски и опасности, с которыми сталкивается подрастающее поколение: информационные перегрузки, интернет-зависимость, получение недостоверной информации, вирусные атаки, мошенничество, интернет-агрессия, похищение или потеря личной информации. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование информационной культуры учащихся, подготовка их к новым условиям жизни, развитие критического мышления, обучение умениям ориентироваться в потоках информации, защищаться от негативных ее воздействий.

Формированию информационной культуры и гражданской компетентности учащихся будет способствовать продолжение реализации в 2020/2021 учебном году информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для VIII-XI классов. 

Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале.

Обращаем внимание, что в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» реализуется открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». На национальном образовательном портале открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта «ШАГ». Учителям, учащимся и всем заинтересованным лицам предоставляется возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также вносить предложения по участию в общественной жизни своего региона.

Необходимо продолжить работу с учащимися на информационных часах с материалами подарочного комплектного издания «Я – гражданин Республики Беларусь». 

Значительное место при планировании воспитательной работы учреждениям образования следует отвести мероприятиям, направленным на разъяснение учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет и использования Интернет-ресурсов (информационные часы по вопросам компьютерной безопасности; обучающие семинары и тренинги для учащихся и педагогов (обучение способам защиты персональных данных, изучение типов источников информации, освоение правил корректного и безопасного общения в социальных сетях, определение признаков буллинга, троллинга и др.); тематические родительские собрания по вопросам защиты детей от вредной информации и их безопасности в Интернете; организация встреч и консультаций учащихся их родителей, педагогов с приглашенными специалистами по информационной безопасности; размещение в свободном доступе памяток для родителей и учащихся по вопросам безопасного использования Интернет-ресурсов). 

Важно организовать привлекательное для учащихся информационное пространство учреждения образования, обеспечивающее возможность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, их законных представителей. В новом учебном году следует продолжить осуществление контроля за своевременным обновлением стендов, визуальной информации и наполнением сайтов. Особое внимание нужно обратить на развитие сайта учреждения образования.

Укреплению взаимодействия между педагогами и учащимися, налаживанию их диалога будет способствовать создание в социальных сетях страничек, групп, аккаунтов учреждений образования, ведение педагогами, классными руководителями своих блогов и форумов, создание электронных ресурсов, реализация совместно с учащимися разнообразных интернет-проектов: создание виртуальных презентаций, выставок, музеев, электронных школьных газет и журналов, ведение своего видеоканала и др. Необходимо также оказывать учащимся помощь и поддержку в реализации их собственных интернет-проектов (блогов, видеоканалов и др.). При этом важно, чтобы контент этих проектов был конструктивным и не противоречил нравственным устоям общества.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

В последние годы особое внимание уделяется одному из важнейших направлений государственной политики в сфере образования – обеспечению эффективной деятельности учреждений образования по охране здоровья молодых граждан нашей страны, формированию у них навыков, принципов и ценностей здорового образа жизни (ст. 41 Кодекса об образовании»).

Основное достоинство здорового образа жизни – повышение умственной и физической работоспособности. Основополагающим направлением в воспитательной работе с обучающимися является пропаганда здорового образа жизни.

Цель воспитательной работы по пропаганде здоровьесберегающих технологий – развитие социальной активности молодежи в формировании культуры здорового поведения и здоровьесберегающей среды вокруг себя.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, личная и общественная безопасность, взаимопомощь, ресурсы, повышающие готовность личности противостоять опасностям различного характера, формирование навыков эмоциональной саморегуляции, самоконтроля – вопросы, которые следует актуализировать на педагогических советах, заседаниях методических объединений классных руководителей.

Необходимо проводить просветительскую работу среди учащихся: акцентировать их внимание на рациональном режиме дня, питания, обучать методам и средствам профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

Важным направлением воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования является профилактика употребления психоактивных веществ. Следует руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 17.12.2017 г. «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством».

В антинаркотической деятельности необходимо использовать информационные материалы и методические разработки, размещенные в разделе «Наркотики и интернет» сайта «kids.pomogut.by» и в разделе «Содействие формированию здорового образа жизни» официального сайта Министерства образования Республики Беларусь».

В новом учебном году не теряет актуальности работа по профилактике суицидального поведения обучающихся. Необходимо обучать учащихся использованию приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях, повышать их устойчивость к стрессу путем психологической подготовки к реалиям жизни.

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры 

На сайтах и информационных стендах учреждений образования целесообразно размещать информацию о методах сохранения и укрепления здоровья, пагубных последствиях употребления психоактивных веществ, курительных смесей.

В рамках формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения рекомендуется организовать участие в республиканских профилактических акциях «Неделя спорта и здоровья», «Неделя туризма и краеведения», «День безопасности. Внимание всем» и др., республиканской спартакиаде школьников, республиканском конкурсе волонтеров-инструкторов равного обучения, работающих со сверстниками в сфере здорового образа жизни и др.

Экологическое воспитание. Формирование бережного отношения к окружающей природной среде в целях устойчивого развития общества

В 2020/2021 учебном году при осуществлении работы по экологическому воспитанию необходимо формировать у обучающихся понимание ценности природы, соизмеримости последствий деятельности человека с возможностями природы, развивать опыт социально ответственной деятельности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня Чернобыльской катастрофы. С целью совершенствования деятельности учреждений образования по формированию экологической культуры обучающихся с апреля 2020 г. по апрель 2021 г. реализуется республиканский проект «Чернобыль: сквозь призму десятилетий». Учреждениям общего среднего образования рекомендуется принять участие в мероприятиях проекта: республиканской декаде общественно-патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память…» и республиканском конкурсе «Чернобыль: судьбы, события, память». Условия проведения мероприятий проекта размещены на сайте Республиканского центра экологии и краеведения.

С 2018 года в Республике Беларусь реализуется образовательный проект «Зеленые школы» (далее – Проект), направленный на продвижение экодружественного образа жизни. Одной из приоритетных задач Проекта является расширение сети «зеленых школ» во всех областях и г. Минске. Учреждениям образования рекомендуется подключиться к реализации Проекта.

В этой связи в 2020/2021 учебном году продолжится республиканский конкурс экологических проектов «Зеленая школа», направленный на формирование экологической культуры обучающихся, привлечение внимания педагогической и широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды.

В рамках мероприятий, приуроченных к 90-летию создания Республиканского центра экологии и краеведения, учреждениям общего среднего образования рекомендуется принять участие в республиканском экологическом диктанте, который проводится с целью развития экологической компетентности учащихся, пропаганды экологически дружественного поведения, вовлечения молодежи в природоохранные инициативы. Республиканский экологический диктант будет проводиться в дистанционном формате, в базу данных будут включены задания и вопросы по темам биоразнообразия, энергосбережения, изменения климата, защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, обращения с отходами.

Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», который устанавливает принципы организации сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), учреждениям образования следует продолжить работу по пропаганде общественной необходимости и экологической полезности сбора отходов через организацию информационных кампаний совместно со средствами массовой информации, экологических акций («Спаси дерево», «Вторая жизнь вещей»), тренингов для учащихся («Потребление и вторичная переработка мусора»).

Особенно остро в настоящее время стоит проблема сокращения использования пластика и утилизации пластиковых отходов. Формированию навыков грамотного обращения с отходами будет способствовать вовлечение учащихся в мероприятия республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!».

В учреждениях образования целесообразно продолжать работу по созданию школьных экологических музеев, школьных экологических троп, разработке новых экологических экскурсионных маршрутов, организовать работу «зеленых» и «голубых» патрулей.

Полный перечень мероприятий экологической направленности размещен на сайте Республиканского центра экологии и краеведения.

Рекомендуем в планы воспитательной работы учреждений образования включить мероприятия, посвященные наиболее значимым экологическим датам: День заповедников и национальных парков, Международный день птиц, Всемирный день окружающей среды, Всемирный день здоровья, Международный день Земли.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Подготовка к самостоятельной жизни и труду

Основной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся основ культуры умственного и физического труда, разнообразных трудовых умений и навыков. Содержание трудового воспитания определяется рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, педагогическими кадрами, традициями школы и т.д. 

Следует продолжить практику проведения субботников, мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к учреждениям образования, природных и культурно-исторических объектов, в сочетании с активным включением учащихся в общественно полезную деятельность, в которой они могут проявить себя и оценить значимость собственной трудовой активности.

Одной из стратегических задач системы образования является работа по профессиональной ориентации учащихся. В учреждениях образования следует продолжить осуществление профессиональной ориентации учащихся, включающей профессиональное просвещение (профинформирование), профессиональную диагностику, профессиональное консультирование.

Цель всех профориентационных мероприятий – подготовка учащихся учреждений общего среднего образования к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными, потребностями общества, а также к дальнейшему формированию положительной мотивации к трудовой деятельности.

В 2020/2021 учебном году будет продолжена работа по дальнейшему развитию движения JunionSkills и его составной части JuniorSkills Belarus, где каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах. Целью проведения республиканского конкурса среди учащихся учреждений общего среднего образования «JuniorSkills Belarus» является осуществление ранней профориентации учащихся и освоения современных профессиональных компетенций. В 2020 году проходит республиканский конкурс по основам профессиональной подготовки среди учащихся «JuniorSkills Belarus – 2020». В сентябре 2020 года запланировано проведение заключительного этапа конкурса на площадке торгово-выставочного центра на территории индустриального парка «Великий камень». Координатором и организатором конкурса является учреждение образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества».

Информационно насыщенными и интересным является участие старшеклассников в Днях открытых дверей, проводимых учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Рекомендуем организовать активное участие в «Днях профориентации» и «Профессиональных субботах» в рамках шестого школьного дня, способствующих профессиональному самоопределению выпускников школ. В рамках профориентационной работы эффективными остаются экскурсии на предприятия и встречи со специалистами различных производств.

Следует акцентировать внимание учащихся на том, что приобретение знаний и правильный выбор специальности позволит им быстрее включиться в профессиональную деятельность, может стать стартом для профессионального и карьерного роста.

Профилактика противоправного поведения

Воспитательная работа по профилактике противоправного поведения должна осуществляться в контексте формирования правовой культуры личности, усвоения знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирования законопослушного поведения, понимания учащимися ответственности за противоправные действия. Формированию правовой культуры обучающихся будут способствовать республиканские акции «Семья без насилия», «Дружим с Законом», «Вместе за безопасность и правопорядок», «Летний патруль» и др.; республиканские конкурсы «Школа безопасности», «Безопасное детство», правовые декады (месячники), классные часы, иные внеучебные мероприятия (тренинги, форум-театр и иные интерактивные занятия по актуальной тематике, флешмобы, творческие конкурсы).

В 2020/2021 учебном году с учетом развития информационно-коммуникационных технологий и совершенствования подходов к правовому просвещению необходимо обеспечить широкое использование современных и доступных способов доведения информации, глобальной компьютерной сети Интернет, а также необходимо использовать новые подходы в профилактике противоправного поведения: активные и интерактивные методы, формы равного обучения; следует отказываться от лекционной формы обучения.

В организации профилактической работы с учащимися и законными представителями следует ориентироваться на официальные источники правовой информации: обновленный Детский правовой сайт, сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации, сайт, созданный для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети.

Следует обратить внимание на выполнение Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 27.10.2017) и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

При проведении профилактической работы неукоснительным требованием остается соблюдение Кодекса Республики Беларусь об образовании (Раздел V, глава 14 «Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания»), а также Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

При организации профилактической работы с учащимися необходимо обеспечить четкое выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 155 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования».

Важным аспектом работы, направленной на преодоление противоправного поведения учащихся, является индивидуальная профилактическая работа, которая организуется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 №05-01-21/6205/дс).

В новом учебном году рекомендуется обеспечить коллегиальный межведомственный подход при проведении профилактической работы с учащимися в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые размещены на национальном образовательном портале.

Обязательным условием системы профилактической работы по предупреждению противоправного поведения обучающихся является повышение компетентности специалистов образования (учителей, педагогов социальных, педагогов-психологов, педагогов-организаторов) по вопросам формирования у учащихся правовой и информационной культуры. Это условие обеспечивается деятельностью учебно-методических объединений в учреждении образования, участием педагогов в научно-практических мероприятиях, повышением квалификации педагогов по специальным учебным программам.

Большое внимание в создании системы работы учреждения образования по профилактике противоправного поведения учащихся в новом учебном году должно быть уделено работе с законными представителями несовершеннолетних: повышению их общей педагогической и правовой культуры, усилению работы с родителями по повышению ими контроля за поведением детей и др. С этой целью необходимы разработка и внедрение мероприятий для родителей по поддержке их правовой компетентности (тематика родительских собраний, занятий в школах, университетах для родителей, заседаний клубов для родителей, в том числе в дистанционной форме).

При организации работы по профилактике правонарушений обучающихся и формированию правовой культуры обучающихся следует использовать пособия, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых представлен на национальном образовательном портале.

С целью создания бесконфликтной образовательной среды, внедрения новых форм и методов медиации и восстановительных подходов в работе педагогов учреждений образования в 2019 году открыт Республиканский центр психологической помощи, основной деятельностью которого является оказание комплексной психологической помощи и социально-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.

Взаимодействие учреждений образования с семьей. Организация «родительских университетов»

В новом учебном году следует уделить особое внимание организации взаимодействия учреждений образования с семьей. Перед учреждениями общего среднего образования в 2020/2021 учебном году стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. Доверие к школе – главный ресурс, который порождает желание сотрудничать со школой в тех формах, которые приемлемы для каждой конкретной семьи.

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, нуждаются в квалифицированной помощи и просвещении по различным вопросам. Хорошо зарекомендовали себя традиционные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, «родительские субботы», индивидуальные консультации и др.

Актуальной формой организации работы с родителями в 2020/2021 учебном году в учреждениях общего среднего образования станет реализация проекта «Родительский университет». Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

Разработка идеи проекта «Родительский университет» по трем ступеням (I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов, II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования) и программы его деятельности принадлежит учёным Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Классному руководителю следует продолжить практику организации взаимодействия с законными представителями учащихся с помощью распространённых мессенджеров в русскоязычном сегменте Интернета: Viber, What’sApp, Telegram и др. С их помощью педагоги оперативно получают и отсылают текстовые сообщения, аудиосообщения, обмениваются фото- и видеофайлами, делают аудио- и видеозвонки и др.

Эффективными формами организации взаимодействия с семьей являются Совет учреждения общего среднего образования, Попечительский совет, родительский комитет, семейные клубы и др. Должное внимание следует уделить пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, формированию у родителей умений и навыков конструктивного поведения в семье, повышению уровня правовой грамотности.

Роль классного руководителя в организации и проведении воспитательной работы

В организации жизнедеятельности учащихся ключевую роль играет учитель, выполняющий обязанности классного руководителя. В помощь классному руководителю в 2020 году издано пособие «Методический инструментарий классного руководителя», в котором рассмотрены основные формы, методы и технологии работы классного руководителя по реализации содержания непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи; представлен алгоритм проектирования деятельности классного руководителя. Изложены основные требования к подготовке и проведению классных и информационных часов, мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ».

Классному руководителю необходимо продолжить деятельность, направленную на усвоение учащимися норм поведения в социуме, формирование вежливости, тактичности, чувства собственного достоинства, уважения к пожилым людям и др. При организации ряда конкурсов, выставок, экскурсий, путешествий и других воспитательных мероприятий, исходя из эпидемиологической ситуации, классные руководители могут принимать решения по проведению их в дистанционном режиме. Республиканские мероприятия, которые проводятся для школьников в дистанционном режиме, размещены на сайтах Национального центра художественного творчества детей и молодежи (https://www.nchtdm.by/, YouTube-канале nchtdm), Республиканского центра экологии и краеведения (https://rcek.by/), Республиканского центра инновационного и технического творчества (https://rcitt.by/).

Классными руководителями могут использоваться социальные сети и мессенджеры. В таком случае взаимодействие между организаторами и участниками мероприятия осуществляется посредством «ВКонтакте», Viber, электронной почты или других форм, например, когда рассылаются задания в рамках тематики мероприятия, а участники их выполняют.

В социальных сетях можно обсудить организацию и проведение планируемых воспитательных мероприятий, культурную жизнь классного коллектива. Сегодня классные руководители благодаря специальным интернет-сервисам могут организовать посещение учениками различных музеев, концертов и других мероприятий в дистанционном режиме. Эту возможность следует активно использовать при организации классных часов и других мероприятий.

Одной из актуальных задач деятельности классного руководителя является педагогическое сопровождение взаимодействия учащихся друг с другом. Школьная медиация в настоящее время – одно из самых перспективных методов конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). В целях реализации прав и свобод детей, создания безопасной комфортной среды в школе, корректных взаимоотношений всех участников образовательного процесса особое внимание следует уделить работе по мирному урегулированию разногласий и школьных конфликтов в учреждениях образования.

Учащимся интересны активные формы воспитательных мероприятий в виде игр, квестов, шоу-технологий, реализации мини-проектов, востребованы встречи с интересными для них людьми. От педагогов требуется сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к решению воспитательных задач. Идя в ногу со временем, сегодня важно организовать сотрудничество педагогов и учащихся, помогая им стать организаторами интересных и полезных дел.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.